5 октября 2010 на первом блоке Игналинской АЭС произошла авария: во время проведения дезактивационных работ разлилось около трехсот тонн высокорадиоактивной жидкости. До белорусской общественности эта информация дошла только вначале ноября, фактически через месяц. Министерство природных ресурсов и окружающей среды Беларуси не получило от литовского профильного ведомства никакой информации об инциденте на Игналинской АЭС.
Спустя две недели после случившегося чрезвычайного происшествия 20 октября 2010 президент Литвы Даля Грибаускайте прибыла с рабочим визитом в Минск и провела переговоры с Александром Лукашенко. В официальной программе и в материалах по итогам встречи не было ни одного слова о произошедшей техногенной аварии на Игналинской АЭС.
К счастью, в этот раз обошлось без человеческих жертв. Но фактически информация скрывалась от граждан Беларуси. Вы, как бывший Комиссар Еврокомиссии по бюджету и финансовому планированию прекрасно знаете о значимости транспарентности в принятии решений и праве граждан на получение информации. Советское руководство скрывало от своих граждан трагедию в Чернобыле так долго, как только это было возможно. Сейчас вы, г-жа Грибаускайте, фактически повторяете практику замалчивания проблемы. 300 тонн радиоактивной жидкости это не проблема?
Представители Литвы неоднократно высказывались относительно опасений связанных со строительством Белорусской АЭС. Но после случившегося все подобные обвинения кажутся не более, чем лицемерными. Литва является членом ЕС и в следующем году будет председательствовать в ОБСЕ. Какой моральный пример подает первое лицо Литвы для белорусских властей в области практики реагирования на чрезвычайные происшествия в стране? Какие выводы сделают белорусские власти относительно обязательности исполнения Орхуской конвенции?
Согласно Конституции Литовской Республики (статья 84) Президент «решает важнейшие вопросы внешней политики и совместно с Правительством осуществляет внешнюю политику». О каких доверительных отношениях со странами соседями сегодня можно говорить? Для того, чтобы не предавать идею прозрачности демократических процессов считаем необходимым, чтобы Вы добровольно подали в отставку с поста президента.
Мы против строительства любых АЭС в регионе. Мы помним уроки Чернобыля. Многих последствий Чернобыля можно было бы избежать, если бы информация о случившемся не была скрыта.
Литва планирует построить могильник для захоронения остатков советского ядерного наследия — Игналинской АЭС. Мы надеемся, что вместе с отработанным топливом и элементами станции там же будут захоронены и такие черты тоталитарной политики как лицемерие и утаивание важной экологической информации.
фото: bellona.ru