29 октября завершилась кампания по сбору подписей за выдвижение в кандидаты в президенты. Этот этап прошел необычно: сборщикам разрешалось устраивать пикеты в людных местах. Необычная кампания по сбору принесла необычный результат: о получении 100 и более тысяч автографов продолжают упорно заявлять 13 претендентов. Часть которых нужное количество подписей не могла собрать просто физически. Жертвой этого этапа стал снявший свою кандидатуру эколог Юрий Глушаков.
Можно сказать, что Юрий Глушаков, апеллирующий к экологическому сознанию белорусов, был слишком хорош для этого общества. Потому что нет здесь никакого экологического сознания, как нет и протестных настроений по поводу строительства АЭС.
Главный тезис Глушакова - о необходимости независимого экологического контроля над производствами бюджето- и градообразующих предприятий - был просто не понят обществом, которое приучили к тому, что «экология» - это когда в городах большая задымленность выхлопами машин. Можно сказать, что кампания Глушакова была самой технологичной из всех: нашел же он где-то молодых нетривиально мыслящих «криэйтеров», которые рубанули по еще одному потенциальному кандидату Владимиру Некляеву котиком («Зеленые» несколько недель подряд педалировали тему признания поэта Некляева в том, что 50 лет назад он зверски убил кота. - «БелГазета»)! Не имея ни средств, ни ресурсов, кандидат поднялся в Top-100 цитирования на «Яндексе», а в его партию «Зеленых», забытую ввиду причин, изложенных выше, потянулись люди, симпатизирующие кошачьим. Судя по сюжету с дарением Глушакову двух котят журналисткой интернет-газеты «Солидарность», вызвавшему очередную волну обсуждений в блогосфере, репутация «котиного папы» за экологом закрепилась на всю оставшуюся жизнь, и теперь граждане, у которых окотилось домашнее животное, даже задумываться не будут о том, куда нести помет.
Глушаков снялся, честно заявив о нехватке подписей. В белорусской политической традиции так не принято. Обычно рассказывают о какой-нибудь гадости, которую совершила власть или соратники и снимаются как бы в знак протеста против этой гадости. Глушаков напоследок прошелся по демсилам, заявив об отсутствии в них единства. Правда, своей лепты в появление единого он не внес: сними он свою кандидатуру не впустую, а в пользу кого-нибудь, это выглядело бы консолидирующим жестом.
[...]
Виктор МАРТИНОВИЧ
БелГазета