«Чужие здесь не проходят»

Намеснік старшыні БПЗ Юрый Глушакоў на сайце расейскіх левых www.socialistinfo.ru  разважае пра наступныя парламенцкія выбары у Беларусі. Тэкст прапануецца ў аўтарскай версіі.

В сентябре текущего года в Республике Беларусь должны состояться выборы в Национальное собрание. Сюрпризов от них не ждет никто, но эта электоральная процедура будет проходить, скорее всего, на фоне крайне неблагоприятной для белорусского руководства экономической и социальной ситуации…

Чужие здесь не проходят…

Фирменный стиль современной белорусской государственности – стабильность. Это одно из немногих реальных достижений белорусских властей «пиарится» официальной пропагандой, как никакое другое.

На самом деле, феномен пресловутой белорусской «стабильности» имеет глубокие корни. Со стороны чистой психологии это явление во многом объясняется коллективной памятью о Второй мировой войне, унесшей жизни каждого четвертого, и о травматических для многих событиях 90-х годов. Ведь в Белоруссии распад Советского Союза воспринимался, наверное, более болезненно, чем в большинстве постсоветских государств. Дело в том, что индустриальная белорусская республика, тесно завязанная на внутрисоюзную хозяйственную кооперацию, от крушения единой плановой экономики не выиграла ничего.

Вдобавок, белорусы оказались мало восприимчивыми к тому своеобразному «наркозу» в виде националистической риторики, которой щедро одурманивались граждане многих других республик экс-СССР. «Перестроившаяся» номенклатура бывшей БССР интуитивно почувствовала, что здесь национализм в качестве прикрытия «шоковой терапии» просто не работает. Посему и выстроила государственную модель, основанную на культе харизматического лидера и жестком контроле государства за политической системой.

Недоверие значительной части населения к выборным институтам и послужило одной из причин того, что игры в демократию были расценены власть предержащими как излишняя роскошь. И здесь предпочтение правящего класса было отдано более архаичному, но кажущемуся и более надежным авторитарному правлению «сильной руки».

Это – первая причина, по которой парламентские институты не получили в Белоруссии должного развития. Но для этого были и другие, не менее серьезные, основания. Причина номер два… Важнейшей функцией современных представительных органов является достижение консенсуса между разными группами господствующей элиты. В сравнительно небольшой Белоруссии, где накануне реставрации рынка уровень коррупции среди номенклатуры был ниже, чем в среднем по Союзу, добиться управляемости и в этой сфере оказалось проще. Причем, на привычной централизованной основе. Несмотря на то, что в 90-е республику также захлестнул криминал, переродившаяся бюрократия и связанный с ней бизнес, все же предпочли кровавым разборкам третейскую роль авторитарного государства. Не на бесплатной, разумеется, основе… И до сегодняшнего дня относительно высокая степень участия государства в экономике является еще одной характерной чертой белорусской модели. При том, что сама экономика давно уже является рыночной, ее смешанный характер до сих пор позволяет перекладывать все издержки на «рубашку» бюджета и госдотаций, а прибыль «вынимать» в частной, значительно более «близкой к телу» форме…

В третьих – такой консенсус новой, уже «обуржуазившейся» бюрократии вокруг президента и его «вертикали», во многом обусловлен и особенностями «геополитического» положения Белоруссии. Находящаяся на перекрестке путей между Востоком и Западом, республика могла черпать из этого стратегического положения и немалые дивиденды – в виде преференций по энергоносителям от России, например.

Но постоянный прессинг с двух сторон являлся для нее и серьезнейшим вызовом. Боязнь предоставить серьезное место связанным с Западом или Востоком партиям постоянно заставляла белорусские власти принимать все меры по недопущению их к сколь либо существенному участию в избирательных процессах. Эти, и некоторые другие факторы, и предопределили своеобразие политической сцены и избирательной системы в Беларуси.

Так, сегодня само наличие выборов как таковых многими политическими деятелями и экспертами в Беларуси просто отрицается. С начала 2000-х годов в парламент не был избран ни один независимый кандидат, все 100 депутатских кресел в нем, как и 99,9 % мандатов в местных Советах, регулярно предоставляются чиновникам, директорам, иногда – лояльным бизнесменам. В парламенте и в сколь либо крупных Советах практически отсутствуют также рабочие и рядовые служащие. При том, что в условиях дошедшего и до Белоруссии мирового экономического кризиса, говорить о поддержке большинством населения политики властей просто не приходится…

Бюллетени в урны…

К вопросу о том, будут ли выборы в Белоруссии соответствовать общепринятому смыслу этого слова, мы еще вернемся. А пока немного о том, что происходит в связи с уже официально объявленными на сентябрь 2012 года выборами в белорусское Национальное собрание. Официальная сторона по-прежнему бодро заявляет о том, что выборы в РБ, как всегда, будут «честными и прозрачными». ЕС снова выдвигает к белорусским властям требования о демократизации избирательных процедур. Оппозиция ни в какую демократизацию не верит и заявляет, что выборов как таковых опять не будет, а все их результаты вновь будут тотально фальсифицированы. Каковы же конкретные действия всех сторон этого далеко «не любовного» треугольника?

Официальная сторона особо не суетится и по старинке готовится провести выборы согласно давно уже обкатанным схемам. Как показывает опыт последних избирательных кампаний, большинство оппозиционных и независимых кандидатов в качестве таковых регистрируются и к участию в процедуре допускаются. Зачастую наиболее сильным и ярким фигурам в этом отказывают – по формальным предлогам, чтобы не будоражили народ на своих округах. В том, что зарегистрированные кандидаты от оппозиции походят от двери к двери, власть большой проблемы не видит. Как ни как, а они тем самым мобилизуют дополнительный электоральный ресурс на избирательные участки, создав дополнительную «массовку». Ну а как там народ проголосует – это уже дело техники.

Самое же главное - участие оппозиции в выборах, какие бы там заявления их лидеры не принимали, создает и в глазах собственного населения, а частично – и перед Западом, видимость легитимности вновь «избираемых» законодательной власти. Особенностью же кампании 2012 года является то обстоятельство, что накануне ее власти пошли на некоторые мелкие уступки «демократии». Правда, изменения, принятые в Избирательный кодекс, являются скорее косметическими и сущность сложившейся практики существенно изменить не способны. Но для кого-то из молодых «оппов», эти нововведения определенным стимулом к участию в выборах стать могут.

Например, теперь политическим партиям для выдвижения своих кандидатов в том или ином округе уже не обязательно иметь там на учете первичную организацию – достаточно того, что партия была вообще зарегистрирована в Минюсте.

Белорусскую ЦИК по-прежнему продолжает возглавлять ее неизменный председатель – Лидия Ермошина, что также дает определенные «надежды» на стабильность и прогнозируемость предстоящего результата… Однако в последнее время в кулуарах власти и около них немало говориться о том, что в принципе, в будущем возможен переход от мажоритарной избирательной системы к системе пропорциональной или смешанной. Так, некоторое время назад Председатель Совета республики (верхней палаты белорусского парламента) Анатолий Рубинов в своем телевизионном выступлении сказал, что в перспективе такое возможно. Как и участие в выборах по партийным спискам «Белой Руси» - официозного общественного объединения, которому многие пророчат трансформацию в проправительственную партию.

Скорее всего, к этому власть подталкивает как желание и дальше поиграть с Европой в «поддавки», никому при этом фактически не поддаваясь, так и свои собственные прагматические соображения. Ведь обратная связь государства с обществом давно уже нарушена, а настроения людей, никак не артикулируемые, становятся все более «терра инкогнита» для забюрократизированных структур власти. И эта ненормальная ситуация таит и для нее самой определенную опасность….

 Сегодня «представительные» органы в Белоруссии являют из себя скорее структуры корпоративного государства, где руководители различных предприятий и ведомств лоббируют свои групповые и отраслевые интересы. Некий суррогат партии власти типа «Белой Руси» необходим, чтобы хоть в какой то форме доносить до высших чиновников отдельные мнения и настроения, бытующие в народе… Однако на этих выборах переход к пропорционально-партийной модели вряд ли возможен, при самых оптимистических прогнозах, он может произойти только при избрании уже следующего парламента.

Европа нам не поможет…

Требования Евросоюза по демократизации избирательного процесса, как и по освобождению политзаключенных и другим пунктам, остаются пока неизменными. Но, как говорится, воз с этими пожеланиями и ныне там…Где – догадаться нетрудно, и в принципе, европолитикам сейчас не до Белоруссии. И дело не только в том, что они никак не могут ничего поделать со своим собственным долговым кризисом и экономической рецессией. Попытка надавить на президента Лукашенко с помощью санкций, недавно предпринятая Брюсселем, привела лишь к новому витку напряженности, но счет опять сложился явно не в пользу европейских лидеров. В ответ на отдельные экономические ограничения и расширение списка невъездных лиц белорусская сторона фактически выслала из страны послов государств ЕС. Правда, в этот раз коварные европейцы наконец-то рискнули наступить на самую «больную мозоль» существующего режима – белорусских олигархов, которые, по их данным, входят в окружение президента. Но очень скоро вынуждены были и по этому вопросу дать задний ход – сократить список проштрафившихся миллиардеров с четырех до двух. Да и то, те предприятия опальных магнатов, которые связаны с членами ЕС, были выведены из-под санкций…

Неудачная попытка ЕС наложить «вето» на белорусскую олигархию в очередной раз выявила раскол в самом евролагере. По весьма простой причине - ведь Литва, Латвия, Словения, Австрия, да и сама Германия, давно имеют весьма неплохие дивиденды от хозяйственных отношений с Белоруссией. Очевидно, соображения экономической выгоды и позволяют, при необходимости, закрывать глаза на реальные и мнимые нарушения прав человека. Поэтому и с этой стороны ждать каких-либо сюрпризов на предстоящих в Беларуси парламентских выборах, скорее всего, не приходится. 

Есть такие партии…

Ну а что же, наконец, сама белорусская оппозиция? Мнение большинства политических партий, себя к ней относящих, примерно совпадает – свободных выборов не будет. Ведь основные требования оппозиционных политиков – сделать выборы прозрачными, во избежание фальсификаций допустить представителей оппозиционных партий в избирательные комиссии всех уровней, сделать процедуру наблюдения на участках для голосования реальной, а не номинальной, выполнены, скорее всего, не будут. А в этих условиях, по мнению лидеров оппозиционных структур, задействовать пресловутый административный ресурс со стороны власти для достижения «правильного» электорального результата не составляет особого труда.

 Несмотря на это, партии так называемой оппозиционной «шестерки» - «Белорусский народный фронт» (БНФ), Объединенная гражданская партия (ОГП), Оргкомитет «Белорусской христианской демократии», движение «За свободу» и «гражданская кампания «Говори правду!», в предстоящих выборах участвовать намерены. К этой же по сути, консервативно-либеральной коалиции примыкает и Белорусская партия левых «Справедливый мир» - бывшие коммунисты, ныне изрядно «поправевшие» и европеизировавшиеся. Так, на состоявшемся 29 апреля сойме партии БНФ было заявлено, что «фронтовцы» выдвигают на этих выборах 30-40 кандидатов, причем 26 из них уже согласились, а 12 «еще думают».

Правда, в оппозиционной среде предстоящее мероприятие предпочитают называть не выборами, а не иначе, как «политической кампанией». Большинство оппозиционных партий и организаций намерено действовать также по уже обкатанному сценарию – выдвинуть своих кандидатов, а одновременно – в очередной раз и требования о включении своих представителей в комиссии, о наблюдении, об освобождении политзаключенных. Предполагая заранее, что все эти пункты, как обычно, будут оставлены без ответа, оппозиционеры намерены дружно сниматься с выборов в знак протеста. Сейчас в этом лагере ведутся дискуссии по поводу уточнения согласованного механизма этого самого снятия и последующих действий, но придти к общему мнению оппозиционерам, как всегда, не удается.

Скорее всего, здесь всегда найдутся желающие поискушать политическую судьбу до конца - кто из соображений личного «пиара», кто в шальной надежде по принципу – «а вдруг проскочу…». Раскрутка своих программ и партийных брэндов является основным аргументом сторонников участия в выборах в той или иной форме. Их противники и те, кто выступает за бойкот, возражают – вести пропагандистскую работу с населением мы можем в любое время, было бы на то желание, а своим участием в избирательном фарсе власти, мы придаем ей видимость демократичности. Со своей стороны, определенные меры по стимулированию оппозиционеров к выборам принимает и государство – например, Министерство юстиции РБ в своем заявлении достаточно прозрачно намекает, что вопрос о партиях, отказавшихся от избирательного процесса, будет рассматриваться в контексте выполнения ими своих уставных задач со всеми вытекающими…

Что касается тех кандидатов в депутаты и политических структур, которые зарегистрировались на выборы, а потом снялись, то здесь еще может наступить ответственность по затраченным на их предвыборную кампанию государственным средствам. Кстати говоря, в Белоруссии все кандидаты в ходе выборов финансируются из государственного бюджета. Правда, выделяемые им суммы небольшие, их хватает только на ограниченное количество предвыборных листовок и плакатов. Да и на руки самим кандидатам деньги не попадают – выделенные ЦИК суммы «налом» переводят на счет типографий (как поговаривают, их список также негласно ограничен – чтобы минимизировать возможность допечатывать агитационные материалы за счет кандидатов).

Теоретически, при условии соблюдении всех процедур, белорусское избирательное законодательство может считаться более демократическим по духу, чем в России или Украине, где привлечение частных капиталов обеспечивает победу на выборах преимущественно деньгам и олигархическим группировкам. Правда, с недавних пор в Беларуси также разрешается присоединять к избирательному фонду и частные пожертвования. Однако (вот оно, торжество справедливости по-белорусски!) все пожертвованные средства должны поступать в «общий котел» и распределяться на всех кандидатов. Впрочем, негласно некоторые кандидаты все же используют дополнительные материальные ресурсы, как денежные, так и административные.

Белорусская партия «Зеленые» к этим выборам относится весьма скептически, но в соответствии с решением последнего заседания Центрального Совета партии намерена использовать предвыборную площадку для агитации против строительства Белорусской АЭС в Островце, новой очереди ЦБК в Светлогорске и других экологически небезопасных объектов. Особым фоном предстоящих выборов может быть то, что они будут проходить на фоне экономического кризиса, который продолжает только углубляться как в целом в «мире капитала», так и в отдельно взятом белорусском регионе.

 Самое же главное слово во всей этой истории с выборами может сказать только белорусский народ. Он может сделать это через пассивный бойкот или активные выступления, через протестное голосование «против всех» или отдавая свой голос только за независимых кандидатов. И самое главное – настойчиво требуя, что бы его голоса действительно учитывались. Последнее возможно только тогда, если избиратели действительно очень сильно этого захотят и потребуют считаться с их голосом…

Прэс служба Беларускай Партыі Зялёныя